ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕПТИДНЫХ БИОРЕГУЛЯТОРОВ


Конец XIX – середина XX века

Состав и свойства живого интересовали человечество не одну сотню лет. Многие ученые пытались выделить вещества, которые бы способствовали не только нормализации естественных процессов жизнедеятельности организма, но и выводили токсины и другие отравляющие вещества из него.

Постепенно, шаг за шагом, биологи и ученые научились расщеплять на более мелкие элементы важнейшие составляющие клеток, тканей и органов.

Так, в смесях, получавшихся при гидролизе белков, важнейших элементов человеческого организма, находили отдельные аминокислоты (к 1900 году их было обнаружено всего 13), всё остальное называли пептонами, свойства которых ни исследовать, ни описать не представлялось возможным.

Но наука, как и жизнь на Земле, не стояла на месте, и Э. Фишером была высказана теория о строении белков как цепочек аминокислот. В доказательство к этому он разработал обширную комплексную программу исследования белков. И важное место в ней занимал именно синтез аминокислот и пептидов, т.е. их искусственное получение, сохраняющее не только структуру, но и все свойства.

Немного позже Э.Фишер писал о том, что, несмотря на большие трудности, нужно стремиться к поиску такого способа соединения молекул аминокислот, который можно будет назвать, охарактеризовать, и который будет нести определенный смысл и пользу для организма.

Надо сказать, что его теория, в конце концов, нашла неоспоримые доказательства, а строение белков (пептидов) в виде цепочек аминокислот до сих пор является основой для многих научных работ, исследований и нововведений.  
Но это было далеко не сразу, ибо все новое человеком воспринимается негативно. Были последователи, но были и откровенно недовольные.

Сотрудниками Э. Фишера было синтезировано более 125 пептидов (цепочек аминокислот), которые имели как разное строение, так и свойства. 
Самый крупный пептид содержал 18 аминокислотных остатков.

После многих дополнительных исследований, доказательств, выдвижения других, абсолютно полярных, теорий о строении белка, во второй половине XX века наконец-то признали неопровержимость теории Э.Фишера, а также начали исследовать природные белки, усовершенствовать и применять на практике уже полученные данные.



Конец XX – начало XXI века. Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии Северо-Западного отделения РАМН

 

В 70-х годах XX века в Военно-Медицинской академии м. С.М. Кирова в Санкт-Петербурге под руководством В.Х. Хавинсона начались работы по выделению коротких пептидов из различных тканей животных, исследования их влияния на органы и ткани человека при поступлении их в организм. 

Продолжая различные опыты, В.Х. Хавинсон с сотрудниками пришли к выводу, что пептиды оказывают не просто положительное влияние на ткани человека, но и увеличивают в них самих синтез белковых структур, восстанавливающих все жизненно важные функции клеток, тканей и органов.  

В последующем было замечено и обосновано, что наибольшая эффективность действия наблюдалась в тех клетках, из тканей которых пептиды были выделены.

Исследования продолжились в Санкт-Петербургском институте биорегуляции и геронтологи Северо-Западного отделения РАМН,  организованном в 1992 г. с целью реализации фундаментальных и прикладных задач в области биорегуляции и геронтологии и внедрения в медицинскую практику результатов 20-летних экспериментальных и клинических исследований.

Результатом многолетних исследований Института явилось создание нового класса геропротекторных препаратов - пептидных биорегуляторов, использование которых позволяет эффективно проводить профилактику преждевременного старения, а также лечить заболевания, ассоциированные с возрастом.

Сотрудники Института являются авторами ряда лекарственных и профилактических средств, разрешенных к применению Минздразвом РФ и внедренных в промышленное производство:

  • 6 геропротекторных лекарственных препаратов
  • 36 видов биологически активных добавок, в том числе Цитомаксы и  Цитогены, большинство из которых не имеют аналогов за рубежом.

Многолетний опыт использования пептидных биорегуляторов в здравоохранении показал высокую эффективность данного класса веществ при различных заболеваниях и патологических состояниях, в том числе при болезнях, которые не поддаются лечению другими медикаментозными средствами.